В условиях модернизации системы российского образования приоритетом для государства является развитие ее кадрового потенциала, непрерывный рост профессионального мастерства педагогических работников и 2023 год объявлен в стране годом педагога и наставника. В документе сообщается, что Год педагога и наставника утверждён «в целях признания особого статуса педагогических работников».

Этой цели служит создание единой федеральной системы научно-методического сопровождения педагогических работников и управленческих кадров в рамках национального проекта «Образование». Одним из ключевых направлений создания системы стало развитие наставничества педагогических кадров, являющееся эффективным инструментом профессионального роста педагогических работников общего, среднего профессионального и дополнительного образования.

 


В декабре 2021 года Минпросвещения России совместно с Общероссийским Профсоюзом образования подготовило методические рекомендации по разработке и внедрению системы наставничества педагогических работников в образовательных организациях.

Документ определяет основные принципы и контуры системы наставничества, необходимые ресурсы для ее реализации, а также формы и виды наставничества.

Важнейшей особенностью внедряемой системы наставничества является то, что она носит точечный, индивидуализированный и персонализированный характер, ориентирована на конкретного педагога и призвана решать в первую очередь его личностные, профессиональные и социальные проблемы, имеет гибкую структуру учета особенностей преодоления затруднений наставляемого и интенсивность решения тех или иных запросов педагога.

Таким образом, сделан шаг в сторону решения главной проблемы наставничества в образовании на сегодняшний день – неопределенность его концептуально-методологического и нормативного правового статуса, что существенно затрудняет его «превращение» в широкое социально-педагогическое явление.

 


Конечно, при этом важно и создание условий для повышения квалификации и профессионального роста, а также материальная поддержка в виде различных доплат к заработной плате, пособий и иных выплат.

Однако, прежде всего, хочется отметить, что Профсоюз одной из своих приоритетных задач ставит своевременное и оперативное оказание необходимой поддержки педагогическому сообществу и в особенности тем, кто только начинает свой профессиональный путь – молодым специалистам.

И область наставничества не стала исключением. Традиционно работа с лидерами первичных профсоюзных организаций нацелена и на передачу социально значимого профессионального и личностного опыта, системы смыслов и ценностей новым поколениям педагогических работников.

Одной из перспективных форм наставничества на протяжении почти двух десятилетий является работа молодежного объединения работников образования г. Сургута «МОРОС». Ежегодно его состав пополняется новыми молодыми активными педагогами.

 

 

Система (целевая модель) наставничества является совокупностью условий, ресурсов, процессов, механизмов, инструментов, необходимых и достаточных для успешной реализации в муниципальных образовательных учреждениях, подведомственных департаменту образования персонализированных программ наставничества педагогических работников.

Под условиями понимаются те факторы, элементы и особенности функционирования образовательном учреждении, которые существенно влияют на различные аспекты ее результативности. Те условия, которые непосредственно задействованы в системе наставничества, являются ее ресурсами, необходимыми для реализации персонализированных программ наставничества.

Уровневая модель наставничества педагогических работников в образовательных учреждениях, представленная на слайде включает два контура: внешний, представленный федеральным, региональным и муниципальным уровнями и внутренний, реализуемый на уровне образовательного учреждения.

На внешнем контуре представлены различные уровни управления образованием, которые способствуют реализации системы наставничества.

Внедрение модели наставничества на федеральный уровень взаимодействия организует Федеральное государственное автономное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования (ФГАОУ ДПО) «Академия Министерства просвещения Российской Федерации» через разработку и сопровождение применения системы наставничества педагогических работников.

Региональный уровень организуется Автономным учреждением дополнительного профессионального образования Ханты-Мансийского автономного округа – Югры «Институт развития образования», который оказывает содействие информационно-аналитическое, научно-методическое, учебно-методическое сопровождение реализации дополнительных профессиональных программ повышения квалификации по направлению «Наставничество педагогических работников в образовательных организациях». Также организует проведение курсов повышения квалификации для специалистов по вопросам внедрения системы наставничества; и сопровождает работу системы виртуальных методических площадок.

 

 

Муниципальный контур системы наставничества педагогических работников в образовательных учреждениях реализуется через приоритетный муниципальный проект «Школа наставников», который создан в 2018 году и нацелен на оказание практической помощи молодым педагогам в вопросах изучения, совершенствования теоретических и практических знаний и повышение их педагогического мастерства. Профсоюз принимает активное участи в реализации данного проекта, оказывает всестороннюю поддержку в организации мероприятий Школы насатвников.

Все подпроекты и мероприятия «Школы наставников» реализовывались в трех основных направлениях:

Hard skills - профессиональные навыки (предметные, методические)

Soft skills - междисциплинарные навыки (коммуникативные, управленческие, кооперация, командность)

Self skills – навыки построения себя (навыки эмоционального интеллекта: осознанность, креативность, воля, воображение, саморазвитие, понимание своих целей)

В свете внедрения модели наставничества было принято решение дополнить проект в 2022/23 учебном году блоком «Наставничество».

 

 

Инициаторами и организаторами подпроектов и мероприятий выступают:

- Департамент образования Администрации города;

- Сургутская городская организация Профессионального союза;

- МАУ «Информационно-методический центр»;

- МКУ «Центр диагностики и консультирования»;

- МКУ «Управление дошкольными образовательными учреждениями».

 

За время реализации проекта определилась команда инициативных образовательных учреждений, которые стали координационными и стажировочными площадками проектов.

 

 

На базе МБОУ лицея № 3 с 2013 года для освоения педагогами на более высоком уровне технологии сопровождения обучающихся в учебно-исследовательской и проектной деятельности при по инициативе и при поддержке Профсоюза был впервые реализован проект «Летняя школа молодых специалистов», который в 2017 году изменил свой формат и название на Школу тьюторов для молодых специалистов. Соорганизаторами проекта с 2013 выступают МБОУ лицей им. г-м Хисматуллина В.И. и МАОУ ДО «ЭБЦ».

 

 

Проект «Школа классного руководителя для молодых специалистов» реализуется с 2013 года. С 2018 координационной площадкой проекта является МБОУ СОШ № 32. Цель школы - повышение профессионально-личностных качеств, научно- методического уровня профессиональных знаний, умений, навыков молодых педагогов - классных руководителей.;

 

 

На базе МБОУ СОШ № 44 с 2015 года для индивидуализации профессионального образования молодых специалистов, развитие мобильности педагогических ресурсов путем взаимодействия с коллегами общеобразовательных школ с использованием открытых, бесплатных и свободных электронных ресурсов организована работа Web-клуба молодых специалистов и наставников «Интернет-наставник», который организует 2 сессии образовательных вебинаров в рамках учебного года. В 2021 сессии стали открытыми проводились в рамках ассоциированной сети школ Юнеско.

 

 

С 2021 года на баз МБОУ СОШ № 44 с целью развития профессионального мастерства педагогов через освоение инструментов создания личных сайтов-портфолио для участия в конкурсах профессионального педагогического мастерства, а также при подготовке к аттестации реализуется подпроект конкурс-практикум «Лучший сайт-портфолио педагога»

 

 

В 2021 году для формирования и совершенствования у молодых педагогов управленческих компетенций, необходимых для качественной профессиональной деятельности заместителя директора по учебно-воспитательной работе, методиста запущен подпроект кадровая школа для молодых специалистов «Управленческий start-up», координационной площадкой стала МБОУ гимназия им. Ф.К. Салманова. В качестве стажировочных площадок подпроекта выступили МБОУ гимназия «Лаборатория Салахова», МБОУ Сургутский естественно-научный лицей, МБОУ лицей им. Г-м Хисматуллина В.И., МБОУ СОШ № 6, МБОУ «СТШ», МБОУ СОШ № 26, МБОУ СОШ № 32, МБОУ СОШ № 44, МБОУ СОШ
№ 46 с УИОП, МБОУ «Перспектива».

 

 

Все обучающие мероприятия школы реализовывались в направлениях подготовки:

- теоретическая: подробное изучение нормативно-правового обеспечения деятельности заместителя директора, методиста, знакомство с содержанием деятельности;

- практическая: формирование навыков планирования и анализа управленческой деятельности, эффективного взаимодействия с участниками образовательных отношений, проектного управления образовательным процессом, защита управленческого проекта в качестве итогового контроля.

Всего в рамках обучающих мероприятий Школы было проведено 9 встреч (4 в очном формате и 5 дистанционно).

Образовательные практикумы и практико-ориентированные семинары были организованы силами педагогов стажировочных площадок проекта. Тренинги были проведены приглашённым тренером (А.В. Толкачевым, г. Сургут), при финансовой поддержке Сургутской городской организации профессионального союза работников народного образования и науки РФ.

На протяжении всего проекта за каждым участником был закреплен наставник из другого образовательного учреждения (являющийся представителем стажировочной площадки), выбранный непосредственно самим молодым педагогом.

Наставниками молодых педагогов стали 16 педагогов-стажистов – заместителей руководителей и методистов стажировочных площадок. В обязанности наставников входило: проведение не менее 2 консультаций по оформлению и разработке управленческого проекта наставляемому, организация стажировки на базе своего образовательного учреждения в течение 1 дня.

После обучающего блока (ноябрь-март), каждому участнику предстояло пройти очные стажировки на стажировочных площадках.

Одним из результатов участия молодых педагогов в Школе являются разработанные ими управленческие проекты, которые были представлены к защите на итоговом мероприятии Школы 22 апреля 2022 года.

Всего в рамках работы трех секций было представлено 29 проектов, которые были оценены педагогами-наставниками и приглашенными экспертами. У экспертов была возможность поощрить дипломами лучшие проекты. По отзывам участников их ожидания от участия в проекте полностью оправданы, качество образовательного контента оценено ими на очень высоком уровне и отмечена его практическая значимость. А главный результат – это их воодушевление, снижение страха перед новой деятельностью и, конечно, готовность работать и создавать новые управленческие проекты.

 

 

2021/22 учебный год был также отмечен новыми интересными проектами. Ими стали:

«Ежедневник молодого специалиста»: молодые учителя получили возможность творчески передать вновь пришедшим педагогам часть своего опыта, видения образовательного процесса, ежедневник стал своеобразной «капсулой времени», в которую вложено много заботы, теплых слов и полезной информации. Он будет вручен на открытии Декады молодых специалистов в сентябре 2022 года.

Сборник «Теория и практика развития системы современного наставничества в сфере образования г. Сургута» является попыткой проанализировать и осмыслить качество, уровень и особенности наставничества в образовательных учреждениях города, найти новые точки соприкосновения.

 

 

Цикл реализации проекта «Школа наставников» помимо подпроектов включает в себя работу городских методических объединений: это ГМО молодых специалистов, ГМО специалистов по организационно-методической работе, предметные методические объединения. Помимо этого, в течение учебного года проводятся мастер-классы, семинары и конкурсы профессионального мастерства.

Отдельным блоком в проект входит работа молодежного объединения работников образования г. Сургута "МОРОС". При организационной поддержке молодежного объединения проходят культурно-досуговые мероприятия для молодых педагогов: интеллектуально-спортивные соревнования для молодых специалистов «Энергия молодых», фото-конкурс «Я – В ПРОФЕССИИ», участие в городских слетах, конференциях, спартакиадах, культурно-образовательных поездках и форумах. Традиционной формой работы стали заседания киноклуба, которые посетили в 2021/22 учебном году более 70 молодых педагогов.

 

 

В связи с новым осмыслением системы наставничества на федеральном уровне произошло регламентирование и определение основных понятий:

Определены новые категории наставляемых как участников системы наставничества, предполагается, что наставляемый является активным субъектом собственного непрерывного личностного и профессионального роста, который формулирует образовательный заказ системе повышения квалификации и институту наставничества на основе осмысления собственных образовательных запросов, профессиональных затруднений и желаемого образа самого себя как профессионала:

Муниципальный контур модели наставничества предполагает охват большей части (75%) категорий наставляемых. Т.к. наставляемыми могут стать категории педагогов, не являющиеся молодыми специалистами, то предполагается расширение методов наставничества и форм ролевого взаимодействия между наставником и наставляемым.

 

 

Для способствования формированию единого научно-методического сопровождения педагогических работников, развитию стратегических партнерских отношений в сфере наставничества помимо традиционной формы наставничества предполагаются и иные формы.

Применение форм наставничества выбирается в зависимости от цели персонализированной программы наставничества педагога, имеющихся профессиональных затруднений, запроса наставляемого и имеющихся кадровых ресурсов. Формы наставничества используются как в одном виде, так и в комплексе в зависимости от запланированных эффектов.

Через подпроекты и основные мероприятия проекта «Школа наставников» запланирована реализация полного спектра рекомендуемых форм наставничества.

Однако впереди еще много работы. В 2022/23 мы планируем продолжить реализацию всех проектов, поддерживать новые инициативы системы образования города, обновить ежедневник молодого специалиста, а также обратить внимание на профилактику профессионального выгорания у молодых педагогов и активистов профсоюзного движения, оказать содействие созданию благоприятного социально-психологического климата в коллективах образовательных учреждений, укрепить сотрудничество с высшими учебными заведениями, продолжить содействовать непрерывному повышению профессионального мастерства педагогических работников.

И, конечно, мы всегда открыты к сотрудничеству и новым инициативам.

номер 1      banner1  копия  копия    номер 3